Комментарий изданию «Известия»

Мы стремимся предоставлять услуги только на самом высоком профессиональном уровне и достигаем этого путем привлечения профессиональных исполнителей, непосредственного участия менеджеров в каждом проекте, а также применения многоуровневой системы контроля качества.

Комментарий изданию «Известия»
6 сентября 2023

Директор компании Valrus, к.э.н., MRICS Павел Карцев дал комментарии изданию «Известия» на тему разморозки российских активов за рубежом.

Министром финансов и главой Банка России продекларировано, что сначала будут разблокированы активы розничных инвесторов с небольшими суммами. Фактически правительство предложило иностранцам вместо денег, которые оно не дает вывести, взять по биржевой цене, замороженные у российских граждан на счетах Euroclear и Clearstream, акции и иные ценные бумаги.

Соответственно, отечественные розничные инвесторы (биржевые игроки, владельцы иностранными бумагами) должны каким-то образом подать заявку о готовности продажи этих бумаг по биржевой цене, а ряд иностранных инвесторов должны будут изъявить желание забрать средств за продаваемые акции российских компаний или дивиденды не деньгами, а акциями иностранных эмитентов.

Если мы говорим о таком механизме, то основным бенефициаром данной операции станет Национальный расчетный депозитарий, через который будут проходить все эти транзакции. К тому же он получит огромные комиссионные с данных сделок (обмена).

При этом если данный механизм запустить на полную катушку, то возможность просто продать акции российских компаний и вывести средств за границу РФ может обрушить отечественный фондовый рынок. Следовательно, необходимо предусмотреть именно обмен акциями, чтобы бумаги, от которых избавляются иностранцы, не уходили в свободный оборот, а передавались российским инвесторам.

Однако и это может обрушить рынок, поскольку многие розничные инвесторы в силу снизившихся доходов, сжавшейся нормы накопления и отложенных расходов имеют потребность выхода из акций в деньги. Чтобы не допустить этого, государству надо проработать меры поддержки фондового рынка, поддержки акций российских предприятий. Фактически ему придется выкупать данные акции на себя, что эквивалентно эмиссии в соответствующих масштабах.

При этом публично декларируемые нашим правительством и Банком России цели зачастую расходятся с фактическими. После начала СВО Банк России не только не снизил ограничения по вывозу валюты, но и наоборот, увеличил их.

Очевидно, что это было сделано не для рядовых граждан, а для тех, кто имеет потребность ежемесячно вывозить за рубеж по 100 тыс. долларов. Так и здесь, существует большой риск того, что главными бенефициарами данных предложений будут являться богатейшие люди нашей страны, олигархи и чиновники.

Если не будет никаких дополнительных ограничений по использованию средств, полученных в счет продажи зарубежных активов, то это может лишь простимулировать сверхпотребление в России. Если арестовали акции, яхту или виллу во Франции, то на полученные за них деньги начнется строительство дворцов в России. Элита, в первую очередь чиновники, чье состояние вряд ли можно считать нажитым честным путем, если нельзя выезжать и тратить за рубежом, будут стараться восстановить соответствующий образ жизни внутри страны. И руководство страны может на это пойти для компенсации её недовольства, снижения политических рисков в связи с их расколом - пусть лучше строят дворцы с золотыми унитазами, чем финансируют оппозицию.

Но возможен и другой путь, который развернет данное решение на пользу государства. Средства на счетах типа С фактически находятся на территории РФ, под контролем государства. Одновременно с принятием Указа, дающего возможность олигархам получить компенсацию за замороженные активы. Президент и Правительство могут ввести ограничения на траты этих средств, установив, что деньги со счета иностранной компании типа С переводятся также на специальный счет российского "инвестора" и с него могут быть потрачены. 

Например, только на приобретение активов уходящих иностранных компаний, то есть на производства и технологии, а также сохранение рабочих мест, либо на строительство новых высокотехнологичных предприятий или закупку критически важного производственного оборудования, на научные исследования и разработки. Одновременно с этим нужен механизм контроля за расходованием данных средств вплоть до уголовной ответственности за нецелевые траты. Хочется надеяться, что так и будет сделано.