При проведении судебной экономической экспертизы ключевую роль играет дата объективного банкротства. Именно от корректного установления этой даты в первую очередь зависят выводы эксперта о финансовом состоянии предприятия, а в контексте споров о субсидиарной ответственности от момента объективного банкротства зависит юридическая обоснованность претензий к контролирующим лицам и сроки исковой давности, что влияет на возможность взыскания убытков и распределение ответственности между участниками процесса.
По удачному стечению обстоятельств в свет вышли статья «Практические аспекты определения даты объективного банкротства» Ольги Беломытцевой, директора Центра финансово-экономической экспертизы Томского государственного университета и новость об утверждении Ассоциацией «СРО оценщиков «Экспертный совет» Методических рекомендаций «Установление даты и причин объективного банкротства».
Публикация О. Беломытцевой раскрывает тезисы методики, основанной на шестиэтапном алгоритме: от дисконтации дебиторских и кредиторских задолженностей до формирования структуры специального баланса с отметкой «излишек» или «недостаток» активов. В статье рассматриваются ряд вопросов и приводится в пример судебная практика, которая демонстрирует, что дату объективного банкротства можно устанавливать уже на этапе наблюдения (пример — дело ТРЦ «Ривьера»), а в некоторых «очевидных» случаях суд может обойтись без назначения экспертизы. Также подробно рассматриваются особенности формулировки экспертного задания (чтобы избежать квалификации вопросов как юридических), необходимость проверки достоверности данных «1С» путём сверки с банковскими выписками и сведениями ФНС, а также критерии дисконтирования обязательств, что совместно повышает точность судебно-экономических исследований.
Вторая инициатива формализует порядок работы экспертов, фиксирует правила оценки кризисных признаков и унифицирует подход к анализу судебной практики. Так как до этого момента существовали лишь отдельные методические разработки по вопросу определения даты объективного банкротства, то реализация этой методики призвана восполнить пробелы в регулировании и повысить точность судебно-экономических экспертиз. Кроме того, унифицированная методика способствует единообразию в подходах разных судебных инстанций, сокращает число разночтений по одному делу и повышает доверие к выводам экспертов.
Наша компания уже долгое время занимается независимой экспертной поддержкой сторон в делах о банкротстве. Мы внимательно следим за появлением новых методик и рады отметить вклад коллег в развитие данного направления. Благодарим Ольгу Беломытцеву, Ассоциацию «СРО оценщиков «Экспертный совет» и всех участников апробации за подготовку материалов, которые станут надёжным подспорьем для каждого эксперта.