Прогнозы экономической ситуации в России на 2022-2024 годы (по состоянию на июнь 2022г.)

Мы стремимся предоставлять услуги только на самом высоком профессиональном уровне и достигаем этого путем привлечения профессиональных исполнителей, непосредственного участия менеджеров в каждом проекте, а также применения многоуровневой системы контроля качества.

Прогноз картинка2.jpg

Минэкономразвития внесло в правительство сценарии социально-экономического развития РФ на ближайшие годы. Экономический спад достигнет своего пика в 2022 году, в 2023 ситуация останется на том же уровне. Полноценный рост стоит ожидать только с 2024 года.    

Кризис этого года является самым существенным для российской экономики, начиная с 1990-х годов. По прогнозам Банка России и МЭР, основную часть адаптации экономика пройдет к середине 2023 года. Так, появятся новые рынки сбыта и экономические связи, заделы для локализации производств. В 2024 году новое равновесие должно обрести устойчивые контуры, а прирост ВВП составит 2,5-3,5%. Если произойдет увеличение совокупной факторной производительности за счет приобретения новых знаний, адаптация и развитие технологий, появятся инновационные решения, то рост может ускориться.

ВВП

Разрыв устоявшихся экономических связей негативно скажется на динамике ВВП в этом году. По итогам 2022 г. ВВП снизится на 8 – 10%. Такого не было со времен финансового кризиса 2009г. Крайняя точка спада придется на IV квартал. К основным факторам снижения ВВП можно отнести транспортно-логистические ограничения и сокращение внутреннего спроса.

Возобновлению экономического роста с начала следующего года будет способствовать денежно-кредитная и бюджетная политика, структурные меры Правительства и исчерпание шоков предложения и спроса.  

В Минэкономразвития отмечается, что значительный вклад в падение ВВП в апреле внесло сокращение потребительского спроса. Так, по данным министерства, суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг, снизился на 6,7%. В марте он составлял 3,3%. При этом в строительной отрасли и сельском хозяйстве динамика улучшилась.  

В обрабатывающих отраслях ведомство указывает на неравномерные процессы. «С одной стороны, наблюдался существенный спад в отраслях машиностроительного комплекса (в первую очередь, автомобилестроении), нефтепереработке и ряде других отраслей. С другой стороны, продолжился рост выпуска в фармацевтической отрасли, металлургии, производстве строительных материалов и прочей неметаллической минеральной продукции», — говорит Минэкономразвития.

Исходя из прогноза ЦБ, сильные шоки, влияющие на основные производственные процессы, могут привести к более значительному и продолжительному сокращению предложения по сравнению со спросом. Общая неопределенность, трудности со сбытом экспорта и покупкой необходимых в произ­водстве импортных товаров приведут к заметному уменьшению частных инвестиций.

По прогнозам Банка России предполагается, что нормализация бюджетной политики начнется в 2023г. С 2025г. будет действовать бюджетное правило, модифицированное с учетом новых внешних условий. Операции конвертации на внутреннем валютном рынке проводиться не будут, так как дополнительные доходы будут накапливаться внутри страны в национальной валюте.

ИНФЛЯЦИЯ

К ускорению глобальной инфляции приводит рост цен и нарушение логистических цепочек.     

В марте этого года инфляция достигла 18,3%, в апреле снизилась до 12,5% - такой уровень наблюдался в середине 2021 года. Уменьшение апрельского роста цен связывают с возвращением курса рубля к предыдущему, а также с уже реализовавшимся ростом в марте.

Исходя из прогноза Банка России годовой темп роста потребительских цен по итогам 2022 года останется в районе 18-23%. Это говорит о том, что годовая инфляция во второй половине 2022 года будет продолжать расти. А вот секвенциальная инфляция возьмет курс на замедление, начиная со второго квартала, благодаря принятым мерам по денежно-кредитной политике.

В 2023-2024гг. под действием следующих дезинфляционных факторов будет происходить замедление инфляции:

·         завершение структурной трансформации экономики, подстройка относительных цен;

·         формирование новых производственных цепочек и новых логистических маршрутов;

·         расширение предложения, путем перехода к масштабированию производства новых продуктов;

·         ограничение избыточного роста потребления за счет возвращения населения к сберегательной модели поведения;

·         ограничение роста издержек компаний и, соответственно, необходимости повышения цен благодаря низкой стоимости трудовых ресурсов в реальном выражении.

Вывод: благодаря проводимой денежно-кредитной политики годовой темп роста цен по итогам 2023г. сохранится в районе 5,0 – 7,0%, к 2024г. опустится до 4%.

По словам председателя Банка России Э.Набиуллиной, 28 февраля повышение ключевой ставки до 20% помогло затормозить инфляцию и обеспечить экономике финансовую стабильность. Благодаря гибкой природе таргетирования инфляции Банк России сможет адаптировать экономику к новым условиям и заложить фундамент для постепенного возврата роста цен к уровню 4%.  

За счет снижения ключевой ставки в апреле до 17% и затем до 14%, в мае – до 11%, инфляция замедлилась и уменьшились риски для ценовой стабильности. Принимая эти решения ЦБ учитывал не только уровень необходимого дезинфляционного влияния денежно-кредитной политики, но также ограничения масштабов спада экономической активности и необходимость поддержания доступности кредитных ресурсов в экономике.

Схема инфляция сайт.jpg

КУРС РУБЛЯ

Курс будет колебаться в районе 77-81 рубль за доллар. По валютному прогнозу МЭР, к концу года американская валюта подорожает до 76 рублей.

Напоминаем, в конце марта курс национальной валюты вернулся к докризисному уровню, поэтому в начале апреля потребность банков в ликвидности снизилась, а дефицит сменился маленьким профицитом, возобновился приток средств на депозиты. Доходности по длинным ОФЗ уменьшились до уровней начала года.  

Блокировка валютных счетов Банка России в конце февраля 2022г. сделала стандартные меры, исходящие из режима плавающего рубля, недоступными. Поэтому пришлось прибегать к вынужденным мерам - введение ограничений на движение капитала. Это позволит минимизировать риски для финансовой стабильности, если Банк России не сможет проводить прямые операции на валютном рынке. В таком случае курс рубля остается плавающим, но меняется набор факторов, определяющих его динамику.

Так, в экономике, в которой нет ограничений на движение капитала, курс национальной валюты определяется двумя счетами - текущих опе­раций и финансовым. Сезонные колебания курса позволяет сдерживать активное участие финансовых институтов на валютном рынке, а дополнительный механизм «бюджетное правило» позволяет сглаживать колебания курса из-за цен на нефть, медь и других ресурсов. А вот в экономике, где есть ограничения на движение капитала, финансовый счет валюты практически не влияет на курс, в основном за динамику курса отвечает торговый баланс. 

Поэтому, в сегодняшних условиях курс рубля определяется низким объёмом импорта на фоне санкций и ограничений зарубежными компаниями поставок товаров в Россию и, следовательно, более низким спросом импортеров на валюту.

Решение о смягчении мер контроля за потоками капитала принимается на основе анализа ри­сков для финансовой стабильности, а не динамики курса рубля. Так, денежно-кредитная политика влияет на курс рубля опосредованно, в основном через динамику спроса на импортные товары. Хотя спрос на финансовые инструменты становится менее значимым. За счет ограничения на движение капитала и отмены действия бюджетного правила снижаются возможности финансовых рынков по сглаживанию колебаний курса. В итоге динамика рубля может стать более волатильной, чем до этого.  

БЕЗРАБОТИЦА

Эффект от происходящего отразится на населении в виде безработицы. Ее пик придется на конец 2022 года, как и спад реальной зарплаты. А вот возврат к недостатку рабочей силы в стране ожидается не раньше 2025 года.

Благодаря быстрому росту экономики уровень безработицы в феврале 2022 года составил 4% (SA), тем самым достигнув исторического минимума. Начиная с марта, трансформация российской экономики вызовет структурную перестройку труда, что может привести к росту безработицы. На что повлияет уход крупных зарубежных компаний из сфер белых воротничков. Так, часть сотрудников потеряет работу, а количество вакансий в этой сфере снизится. При этом рынок уже испытывает дефицит в работниках категории синих воротничков, которые будут активно участвовать в процессах трансформации производственных цепочек (налаживание собственного производства, освоение нового оборудования взамен недоступного, ремонт ранее закупленного).   

В случае резкого роста инфляции предприятия не будут компенсировать его повышением заработных плат. Такая стратегия поможет сохранить рост безработицы на умеренном уровне благодаря сокращению реальных затрат на трудовые ресурсы и сохранению рабочих мест.

Кроме того, высокий рост заработных плат в номинальном и реальном выражении в 2021г. и начале 2022 г. позволит удерживать достигнутый уровень в течение долгого времени. Так, в феврале номинальный месячный рост заработных плат достиг 12% в годовом выражении, в январе – 10,8%. Прирост сформировался за счет торговли, ИТ, финансовой и строительной отраслей, научной деятельности.

Реальная заработная плата в январе выросла на 1,9%, в феврале – на 2,6%. Здесь рост произошел за счет частного сектора. В бюджетном секторе, напротив, падение заработных плат ускорилось.

Опрошенные Банком России предприятия пока не собираются сокращать численность сотрудников. Смягчению влияния кризиса на рынок труда будут способствовать меры по поддержке занятости, принятые Правительством РФ. 

Динамика зп сайт.jpg

По прогнозу МЭР, доходы населения в 2023 году будут восстанавливаться быстрее экономики, но темпы роста останутся ниже инфляции. Что касается зарплат в реальном выражении, то предполагается, что в 2022 году они снизятся на 3,8%, а в 2024 вернутся на сегодняшний уровень. В 2025 году зарплаты поднимутся на 2,3%, а вот реальные доходы только вернутся к своему нынешнему значению (в этом году они сократятся на 6,8%). Так, реальные заработные платы и располагаемые доходы населения в 2025 году будут на 1-2% выше уровня 2021 года.

Некоторые экономические аналитики считают, что прогноз Минэкономразвития относительно реальных доходов выглядит достаточно оптимистичным. Индексация покроет только зарплаты бюджетников, но никак не зарплаты работников внебюджетного сектора. Кроме того, доходы предпринимателей тоже сильно просядут в этом году.

СИТУАЦИЯ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ

Нынешняя геополитическая ситуация еще больше усугубила обстановку на товарных рынках (энергоресурсы, металлы, продовольствие), цены на котором уже много лет держатся на максимальном уровне.  

Из-за введенных санкций и ограничений деятельности в России многих зарубежных компаний, основные товары российского экспорта на мировых рынках торгуются с дисконтом к ближайшим бенчмаркам. Банк России прогнозирует, что ограничения на экспорт российских товаров и импорт в Россию, а также введенные санкции, сохранятся на всем прогнозном горизонте. Эти ограничения наверняка будут удерживать цены на повышенном уровне на мировых товарных рынках. Но сдерживающее влияние на стоимостной объем экспорта товаров окажет то, что основные экспортные товары будут продаваться с дисконтом. 

Исходя из прогноза, цены на товарных рынках постепенно вернутся к своим равновесным уровням. Так, долгосрочная равновесная цена на нефть марки Urals оценивается на уровне 55 долл. США за баррель. Для целей мо­дельных расчетов базового сценария предполагается, что средняя цена марки Urals в 2022 г. составит 75 долл. США за баррель, в 2023 г. – 65 долл. США за баррель, в 2024 г. – 55 долл. США за баррель. За счет проблем с платежами и логистикой, ограничений на импорт и экспорт, объемы внешней торговли будут ниже, чем исторически сложившиеся нормальные уровни.

Цены на нефть Сайт.jpg

Исходя из базового сценария Банка России, сокращение экспорта товаров и услуг в реальном выражении может достичь 17 – 21% в 2022 г. В том числе за счет нефтегазового сектора. В 2023 г. экспорт также будет сокращаться, но по мере переориентации торговых потоков падение прекратится и, скорее всего, начнется не­большой рост.

Сокращение объемов мировой торговли и замедление темпов мирового экономического роста также отразятся на российском экспорте. Объем экспорта товаров и услуг в стоимостном выражении в этом году может снизиться на 8% относительно уровня предыдущего года. Но планируется, что рост цен будет компенсировать сокращение физических объемов.

Что касается мировых рынков, то здесь снижение цен в 2023 – 2024 гг., с учетом сохра­няющегося дисконта на российский экспорт, приведет к последующему снижению экспорта товаров и услуг в стоимостном выражении – на 14% в 2023 г. и еще на 6% в 2024 году.

Сокращение импорта в 2022 году может составить 32,5 – 36,5% в реальном выражении. На что повлияют ограничения в сфере различных услуг, включая воздушные перевозки, а также запреты ряда западных стран на экспорт. Восстановление части импорта стоит ждать в 2024 году благодаря формированию альтернативных цепочек поставок.

В итоге, в стоимостном выражении объем импорта товаров и услуг в 2022 году сократится на 15% больше экспорта. Поэтому профицит счета текущих операций может превы­сить исторический максимум, достигнув 145 млрд долларов. Но, за счет приостановки деятельности ряда зарубежных компаний в России и усложнения логистических маршрутов, цены на импортные товары и услуги станут выше, чем ранее, что приведет к росту стоимостного объема импорта. Поэтому на фоне снижающегося стоимостного объема экспорта, профицит счета текущих операций к концу прогнозного горизонта станет сокращаться. Так, в 2024 г. его величина будет составлять не бо­лее 17% от уровня 2022 года.

РИСКИ БАЗОВОГО СЦЕНАРИЯ ИЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ

Представленный базовый сценарий значительно зависит от способности экономики адаптироваться в новых условиях, а также от геополитических факторов. Но степень его неопределенности остается крайне высокой. Так, существует ряд проинфляционных рисков:

·         Более значительное снижение потенциала российской экономики;

·         Усиление внешних торговых и финансовых ограничений;

·         Динамика обменного курса рубля, и как следствие, динамика инфляции и инфляционных ожиданий;

·         Изменение параметров бюджетной политики.

Основные дезинфляционные риски базового сценария включают:

·         Быстрое восстановление предложения благодаря низкой потребительской активности и сохранению высокой нормы сбережений населения;

·         Существенное замедление кредитной активности за счет дополнительных ужесточений денежно-кредитных условий в виде сохранения высокой премии за риск в кредитных ставках и повышенных требований банков к заемщикам на фоне высокой неопределенности.


В статье использованы материалы из следующих источников:

Сайт Минэкономразвития: www.economy.gov.ru

Сайт Центрального банка РФ: https://cbr.ru/

Американское информационное агентство: www.bloomberg.com

Российский деловой еженедельник: https://expert.ru/

Британский журнал: https://www.economist.com/