Shopping Centers Appraisals in Times of Crisis

We do our best to provide the highest level of services by employing highly qualified staff only, involving managers in each project directly and applying multilevel quality control.

Shopping Centers Appraisals in Times of Crisis
13 August 2018
One of the difficult questions in the valuation of real estate is the appraisals of shopping centers. Our experience in forensic examinations within the assessment appeal cases shows, unfortunately, that a large number of appraisers do not really understand the operations and economic of such a properties and do appraisals, as it says, "one size fits all". The large-scale shopping centers, district, regional and larger, cannot be valued in the same way as a soviet building that has been rebuilt for a retail function or street-retail premises. A large shopping and entertainment center is, above all, a business and, second only, a building. Accordingly, it should be valued, first, by the generated cash flows, i.e. by income approach.

Its almost impossible to implement comparable approach for such a properties as far as transactions are rare, are committed by large and often international companies, and details of the transaction are usually not disclosed. Its not appropriate to use as comparables for such properties the neighborhood shopping centers and street-retail shops. It would be to do valuation of townhouse in Silver Bor having an area of 500 sq.m using as comparables "Khrushchev"-type flats of 33 sq.m in Mnevniki. These are absolutely different segments of the market and the difference in properties is not just an area.

Shopping Centre "Goodzone". Interiors

When implementing the income approach it should be taken to account the concept of the shopping center, features of area planning and tenant mix, competition. If there are no signs of ineffective management and affiliation of tenants with the landlord, then conclusions about market rent can not be made without analyzing the actual lease contracts, as well as fact of rent receipts for a certain period (since part of the rent may be variable and linked with tenants turnover). The age of the shopping center, period from the opening and current point of life cycle, is also analyzed and taken into account. Usual market valuation takes into account the time that is required to occupy a retail property by tenants and to archive stabilized cash flows since tenants are usually granted discounts at the first periods of operations or by achievement a certain level of vacancy of the shopping center. If the shopping center has already gained "turns", it is modern and popular with buyers, then the rental rates can reach maximum level. Over time, the concept of shopping and entertainment center (SEC) may become irrelevant, the popularity of the object may fall, and accordingly rental income will decrease.

The difference in valuation for the purpose of assessment appeal from the "ordinary" valuation (for the purpose of transactions) is that the encumbrances of freehold interest should not be taken into account, and the object should be regarded as operating with the most effective management. That is why, in most cases, the appraisals of retail properties by the income approach is carried out on the basis of market rent, based on the market vacancy for comparable properties and so using the direct capitalization method. The applicable capitalization rate takes into account the possible changes in cash flows in the future in connection with both market risks and due to obsolescence of the facility itself.

However, in the segment of large shopping centers this rule may have an exception. Recently opened shopping centers require time to gain turn. And if earlier shopping centers had signed leases at the construction stage, and the opening took place at a vacancy of no more than 20%, and the remaining premises were occupied within six months, then with the change in the economic situation the openings began to take place often at a significantly higher vacancy (up to 50%) , and the period to maturity stage could comes to 3 years. Accordingly, when assessing such a property to set up the cadastral value equaled to market valuation these factors must be considered as fully marketable, and, therefore, the valuation will be carried out by the method of discounting cash flows.

Shopping Centre "Goodzone". Facade. Main entrance

As an example, we can present the forensic expertise carried out by Valrus Ltd. to appraise the market value of the "Golden Babylon Otradnoye" shopping mall (commissioned in 2002 and so having age of more than 12 years) and the recently opened shopping center "Goodzone" (put into operation in 2013). For both properties the expert requested through the Court data on the tenants of the SEC, actual rental incomes and operating expenses for several years.

The SEC in Otradnoye shows stable cash flows. Rent is mostly paid at fixed rental rates, and only anchor tenants pay rent from turnover in addition to fix rate if it exceeds the fix rate.
Regarding to the Goodzone at Varshavskoe highway we have another picture. During the crisis times to lease the premises the owner has to provide premises with zero fix rates, completely relied on rental income linked with tenants turnover. Moreover, this applies not only to large tenants, but also to shopping gallery.

Such a practice corresponds to the market. The "Aviapark", "Columbus", "Riviera" and several other shopping and entertainment centers were launched in the crisis after 2013 with the same principles. That is why, even market researches of international consultants began to divide the Moscow shopping centers market into 2 sub-segments - launched and successfully operated before the crisis and released to the market during the crisis. Secondly, in addition to the maximum correlation between rent and tenants turnover, there is also long, about 3-year period, to gain turn of the shopping center before it reaches stabilized cash flows.

The owner of the "Golden Babylon Otradnoe" SEC disputed cadastral value of the land site. The results of the assessment showed that the cadastral value of the land site is not overvalued. The complainant tried to challenge the expert's conclusions, submitted comments to report, but Pavel Kartsev PhD MRICS, Head and leading expert of Valrus Ltd. answered all the questions and proved to the court the fairness of his conclusions.

Shopping Centre "Golden Babilion Otradnoe". Facade. Main entrance

As for the "Goodzone" shopping center the owner tried to dispute the building assessment. Our appraisal showed a significant excess of cadastral value over the market value. In this case, comments to the examination were provided from the side of the Property Department of Moscow City, since the property has significant value and so in 2017-2018 tax period the budget could lose more than 150 million rubles of property tax receivables. Despite the fact that the expert also provided detailed explanations with which the court fully agreed, because of the high sensitivity for the city's budget the court still decided to appoint one more appraisal to another expert. The second examination confirmed the arguments and valuation of Valrus Ltd., deviating between two appraisals were only within 5%.

Оценка торговых центров в условиях кризиса

Мы стремимся предоставлять услуги только на самом высоком профессиональном уровне и достигаем этого путем привлечения профессиональных исполнителей, непосредственного участия менеджеров в каждом проекте, а также применения многоуровневой системы контроля качества.

Оценка торговых центров в условиях кризиса
13 Августа 2018
Одним из непростых вопросов в оценке недвижимости является оценка торговых центров. Как показывает опыт судебных экспертиз компании Valrus, к сожалению, большое количество оценщиков не сильно вникают в особенности функционирования и фактические бизнес-показатели подобных объектов и проводят оценку, как говорится, «под одну гребенку». Стоимость ТЦ окружного и более крупного масштаба не может оцениваться аналогично зданиям советской постройки, перестроенным под торговую функцию, и ориентированным на жителей ближайшего микрорайона. Крупный торгово-развлекательный центр – это, прежде всего, бизнес и, только во вторую очередь, – здание. И соответственно его стоимость оценивается, прежде всего, по уровню генерируемых денежных потоков, т.е. доходным подходом.

Корректное применение сравнительного подхода для подобных объектов практически невозможно, поскольку сделки со схожими объектами являются единичными, совершаются крупными, часто международными, компаниями, сумма сделки, как правило, не разглашается. Использование в качестве аналогов для таких объектов в рамках сравнительного подхода микрорайонных торговых центров и магазинов равносильно оценке таунхауса площадью 500 кв.м в Серебряном Бору на аналогах, представляющих собой «хрущевки» по 33 кв.м в Мневиках. Это абсолютно разные сегменты рынка и различие объектов не просто в площади.

ТРЦ "Гудзон". Интерьеры

При реализации доходного подхода анализируется концепция объекта с учетом его типа, особенностей планировок, конкурентной среды. Если нет признаков неэффективного управления и аффилированности арендаторов с арендодателем, то выводы о рыночных уровнях аренды практически не могут быть сделаны без анализа данных фактически имеющихся договоров аренды, а также фактических поступлений за определенный период (поскольку часть арендной платы может быть переменной). Также анализируется и учитывается возраст торгового центра (время с момента открытия, жизненный цикл). Стандартная рыночная оценка учитывает время, которое необходимо для заполнения торгового объекта арендаторами, стабилизации денежных потоков, поскольку арендаторам обычно предоставляются скидками на первых периодах работы или до определенного уровня заполнения площадей торгового центра. Если же торговый центр уже набрал «обороты», он актуален и популярен у покупателей, то ставки аренды в нем могут быть максимальными. Со временем концепция ТРК может становиться неактуальной, популярность объекта может падать, и соответственно будут снижаться арендные доходы.

Отличие оценки для целей оспаривания кадастровой стоимости от «обычной» оценки (для целей совершения сделок) в том, что не должны учитываться обременения прав собственности, и объект должен рассматриваться как функционирующий при максимально эффективном управлении. Именно поэтому в большинстве случаев оценка торговой недвижимости в рамках доходного подхода проводится сразу на основе рыночных ставок аренды, исходя из рыночного уровня вакантности для подобных объектов, методом прямой капитализации доходов. Применяемая ставка капитализации комплексно учитывает и возможные изменения денежных потоков в будущем в связи как с рыночными рисками, так и в связи с устареванием самого объекта.

Однако в сегменте крупных торговых центров данное правило может иметь исключение. Недавно открывшимся торговым центрам требуется время «на раскачку». И если ранее торговые центры еще на этапе строительства имели подписанные договора аренды, и открытие проходило при вакантности не более 20%, а оставшиеся помещения дозаполнялись в течение полугода, то с изменением экономической ситуации открытия стали проходить зачастую при существенно большей вакантности (до 50%), а период для «раскачки» доходит до 3-х лет. Соответственно при оценке подобного объекта и для оспаривания кадастровой стоимости, эти факторы нужно учитывать как вполне рыночные, и, значит, оценка будет проводиться методом дисконтирования денежных потоков.

ТРЦ "Гудзон". Внешний вид

В качестве примера можно привести выполненные нами судебные экспертизы по определению рыночной стоимости более 12 лет стабильно работающего ТРЦ «Золотой Вавилон Отрадное» (введен в эксплуатацию в 2002 г.) и недавно открывшегося ТРЦ «Гудзон» (введен в эксплуатацию в 2013 г.). По обоим объектам экспертом были запрошены и через суд предоставлены данные об арендаторах ТРЦ, фактических поступлениях за несколько лет от аренды и операционных расходах.

ТРЦ в Отрадном показывает стабильные потоки, аренда в основном платится по фиксированным арендным ставкам, и только якорные арендаторы в дополнение к фиксированной аренде доплачивают аренду от товарооборота, если она превышает фикс.

По «Гудзону» на Варшавском шоссе ситуация другая. В кризис, чтобы заполнить объект собственнику приходится отдавать помещения с нулевыми фиксированными ставками, полностью увязывая арендные доходы с товарооборотом арендаторов. И это касается не только крупных арендаторов, но и магазинов торговой галереи.

Подобная практика соответствует рынку, по такому же принципу запускались в кризис после 2013 года ТРЦ «Авиапарк», «Коламбус», «Ривьера» и ряд других. Именно поэтому даже в аналитических исследованиям крупные международные консультанта стали делить рынок торговых центров Москвы на 2 подсегмента – запущенных и вышедших на плановые показатели до кризиса и вышедших на рынок в кризис. Для последних помимо максимальной увязки аренды с товарооборотом также характерен достаточно долгий, порядка 3 лет, период «раскачки» торгового центра до его выхода на стабилизированные показатели.

По ТРЦ «Золотой Вавилон Отрадное» истцом оспаривалась кадастровая стоимость земельного участка. Результаты экспертизы показали, что кадастровая стоимость земли под данным объектом не является завышенной. Истец пытался оспорить выводы эксперта, представил замечания к заключению, однако руководитель Valrus Ltd., эксперт Карцев Павел Валерьевич ответил на все комментарии и доказал суду справедливость своих выводов.

ТРЦ "Золотой Вавилон Отрадное"

В отношении ТРЦ «Гудзон» оспаривалась стоимость здания (ОКС). Экспертиза показала существенное превышение кадастровой стоимости над рыночной. В данном случае замечания к экспертизе были уже со стороны Департамента имущества города Москвы, поскольку объект значителен по стоимости, и за налоговый период 2017-2018 бюджет теряет более 150 млн. руб. поступлений по налогу на имущество. Несмотря на то, что экспертом также были даны развернутые пояснения, с которыми суд полностью согласился, из-за высокой чувствительности объекта для бюджета города суд все-таки решил назначить еще одну экспертизу. Повторная экспертиза подтвердила доводы эксперта «Консалтинговой компании Карцева «ВАЛРУС», отклонившись лишь в пределах 5%.